заключается в создании многопрофильной, многоуровневой, соответствующей современным потребностям региона в кадрах системы содействия профессиональному самоопределению молодежи, учитывающей преемственность общего (дошкольного, начального, основного, среднего), среднего профессионального и высшего образования. Система работы по самоопределению и профессиональной ориентации обучающихся включает в себя определение качества и проведение оценки самоопределения и профессиональной ориентации обучающихся с учетом организации взаимодействия общего, дополнительного и профессионального образования в едином образовательном пространстве Воронежской области, укрепления социального партнерства между работодателями и образовательными организациями, потребностей региона в квалифицированных кадрах по конкретным профессиям и специальностям. Процедуры системы работы по самоопределению и профессиональной ориентации обучающихся Павловского муниципального района Воронежской области: - ГИА выпускников 11 классов (ЕГЭ и ГВЭ -11); - ГИА выпускников 9 классов (ОГЭ и ГВЭ -9); - чемпионатное движение профессионального мастерства «Молодые профессионалы» (WorldSkills Russia)» (направление «Юниоры»); - проект «Билет в будущее»; - конкурс по профессиональному мастерству среди инвалидов и лиц в ограниченными возможностями здоровья «Абилимпикс»; - диагностики самоопределения, профотбора и профориентации.
ЦЕЛИ
Цели системы работы по самоопределению и профессиональной ориентации обучающихся Воронежской области:
- выявление предпочтений обучающихся в области профессиональной ориентации;
- сопровождение профессионального самоопределения обучающихся;
- обеспечение информированности обучающихся об особенностях различных сфер профессиональной деятельности;
- проведение ранней профориентации обучающихся;
- проведение профориентации обучающихся с ОВЗ;
- осуществление психолого-педагогической поддержки, консультационной помощи обучающимся в их профессиональной ориентации;
- осуществление взаимодействия образовательных организаций с учреждениями/предприятиями;
- содействие в поступлении обучающихся в ПОО и ОО ВО;
- удовлетворение потребности в кадрах на основе анализа рынка труда Воронежской области;
- развитие конкурсного движения профориентационной направленности.
Представленные цели позволяют в совокупности организовать работу по самоопределению и профессиональной ориентации обучающихся Павловского муниципального района Воронежской области с учетом организации взаимодействия общего, дополнительного и профессионального образования в едином образовательном пространстве Павловского муниципального района Воронежской области, укрепления социального партнерства между работодателями и образовательными организациями, потребностей региона в квалифицированных кадрах по конкретным профессиям и специальностям.
ПОКАЗАТЕЛИ
Показатели сбора информации, используемые в системе работы по самоопределению и профессиональной ориентации обучающихся Павловского муниципального района Воронежской области, позволяют определить содержание оценки, критерии, процедуры и состав инструмента проведения мониторинга, методы сбора информации о состоянии каждого показателя.
Показатели, используемые в системе работы по самоопределению и профессиональной ориентации обучающихся Павловского муниципального района Воронежской области:
- процентная доля обучающихся 8-11 классов, прошедших профориентационное тестирование;
- процентная доля обучающихся 8-11 классов, для которых разработан индивидуальный учебный план с учетом рекомендаций по итогам участия в проекте «Билет в будущее»;
- процентная доля обучающихся 9 классов, выбравших для сдачи государственной итоговой аттестации учебные предметы, соответствующие профилю обучения;
- процентная доля обучающихся 11 классов, выбравших для сдачи государственной итоговой аттестации учебные предметы, соответствующие профилю обучения;
- процентная доля обучающихся, охваченных ранней профориентацией;
- процентная доля обучающихся с ОВЗ, охваченных профориентацией;
- процентная доля ОО, взаимодействующих с учреждениями/ предприятиями;
- процентная доля выпускников 9 класса в данной выборке в данном году, поступивших в ПОО по профилю обучения, от общего числа выпускников 9 класса данного года в данной выборке;
- процентная доля выпускников 11 класса в данной выборке в данном году, поступивших в ПОО по профилю обучения, от общего числа выпускников 11 класса данного года в данной выборке;
- процентная доля выпускников 11 класса в данной выборке в данном году, поступивших в ОО ВО по профилю обучения, от общего числа выпускников 11 класса данного года в данной выборке;
- учет выявленных потребностей рынка труда Воронежской области;
- процентная доля обучающихся (в разрезе уровней общего образования), принявших участие в региональном чемпионате профессионального мастерства «Молодые профессионалы» (WorldSkills Russia)» (направление «Юниоры») от общего количества обучающихся в данной выборке (в разрезе уровней общего образования);
- процентная доля обучающихся (в разрезе уровней общего образования), принявших участие в национальном чемпионате профессионального мастерства «Молодые профессионалы» (WorldSkills Russia)» (направление «Юниоры»), от общего количества обучающихся в данной выборке (в разрезе уровней общего образования);
- процентная доля обучающихся (в разрезе уровней общего образования), принявших участие в региональном конкурсе по профессиональному мастерству среди инвалидов и лиц с ОВЗ «Абилимпикс», от общего количества обучающихся в данной выборке (в разрезе уровней общего образования);
- процентная доля обучающихся (в разрезе уровней общего образования), принявших участие в национальном конкурсе по профессиональному мастерству среди инвалидов и лиц с ОВЗ «Абилимпикс», от общего количества обучающихся в данной выборке (в разрезе уровней общего образования);
- процентная доля обучающихся (в разрезе уровней общего образования), охваченных проектом «Билет в будущее», от общего количества обучающихся в данной выборке (в разрезе уровней общего образования);
- процентная доля обучающихся, участвующих в профориентационных турах.
МЕТОДЫ СБОРА И ОБРАБОТКИ ИНФОРМАЦИИ
Методы сбора информации, используемые в системе работы по самоопределению и профессиональной ориентации обучающихся Павловского муниципального района Воронежской области, определяют порядок получения показателей системы работы по самоопределению профессиональной ориентации обучающихся Павловского муниципального района Воронежской области. В системе работы по самоопределению и профессиональной ориентации обучающихся Павловского муниципального района Воронежской области используются выборочный метод, метод измерений, документальный анализ (контент-анализ).
Источники данных, используемые для сбора информации в системе работы по самоопределению и профессиональной ориентации обучающихся Павловского муниципального района Воронежской области:
- федеральная информационная система обеспечения проведения ГИА обучающихся, освоивших ООП ООО и СОО, и приема граждан в образовательные организации для получения среднего профессионального и высшего образования;
- региональная информационная система обеспечения проведения государственной итоговой аттестации обучающихся, освоивших ООП ООО и СОО;
- региональная информационная система выявления потребностей рынка труда;
- данные об участии в чемпионатах WorldSkills Russia, WorldSkills Russia (направление «Юниоры»), конкурсе «Абилимпикс» и проекте «Билет в будущее»;
- данные диагностических процедур;
- открытые статистические данные, система региональной статистики, опрос образовательных организаций (контекстные данные образовательных организаций).
МОНИТОРИНГ ПОКАЗАТЕЛЕЙ
Мониторинг состояния системы работы по самоопределению и профессиональной ориентации обучающихся в Павловском муниципальном районе направлен на получение информации по следующим показателям:
доля выпускников 9 класса, поступивших в профессиональные образовательные организации по профилю обучения, проходившим государственную итоговую аттестацию по предметам, близким к профилю специальности (профессии), выбранной для продолжения образования, от общего числа выпускников 9 класса
доля выпускников 11 класса в данной выборке в данном году, поступивших в профессиональные образовательные организации, от общего числа выпускников 11 класса
доля выпускников 11 класса, поступивших в образовательные организации высшего образования, от общего числа выпускников 11 класса
доля обучающихся, выбравших предметы, соответствующие профилю обучения для сдачи итоговой аттестации выпускников 11 класса, от общего числа выпускников 11 класса
доля обучающихся, принявших участие в региональном и национальном чемпионате профессионального мастерства «Молодые профессионалы» (WorldSkillsRussia)» (направление «Юниоры») (от общего количества обучающихся в данной выборке)
доля обучающихся, принявших участие в направлении «Профориентационные мастер-классы» чемпионата профессионального мастерства «Молодые профессионалы» (WorldSkillsRussia)» (от общего количества обучающихся в данной выборке)
доля обучающихся, принявших участие в региональном и национальном конкурсе по профессиональному мастерству среди инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья «Абилимпикс» (от общего количества обучающихся в данной выборке)
доля обучающихся, принявших участие в направлении «Профориентационные мастер-классы» регионального конкурса по профессиональному мастерству среди инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья «Абилимпикс»(от общего количества обучающихся в данной выборке)
доля обучающихся 6-11 классов, охваченных проектом «Билет в будущее» (от общего количества обучающихся в данной выборке)
доля обучающихся, участвующих в профориентационных мероприятиях и конкурсах муниципального и межмуниципального уровней, в том числе проводимых по наиболее востребованным отраслям экономики муниципального образования
доля обучающихся 6-11 классов, прошедших профориентационное тестирование, диагностику
количество учебных рабочих мест, организованных для профессиональных проб и практик
доля родителей, которым оказана адресная психолого-педагогическая помощь по вопросам профориентационного самоопределения детей и молодежи
количество заключенных договоров, соглашений между образовательными организациями и предприятиями, общественными организациями по реализации комплекса мероприятий профориентационной направленности
доля обучающихся по программам дополнительного образования детей от общего числа обучающихся в общеобразовательных организациях в Павловском муниципальном районе
доля обучающихся, изучающих учебные предметы на углубленном уровне/ по профилю от общего числа обучающихся в общеобразовательных организациях в Павловском муниципальном районе от общего числа обучающихся в данной выборке
- Распоряжение Министерства просвещения Российской Федерации № Р-57 от 03.03.2021 «Об утверждении плана проведения открытых онлайн – уроков, реализуемых с учетом опыта цикла открытых уроков «ПроеКТОриЯ», направленных на раннюю профориентацию в период с марта по май 2021 года»
АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ МОНИТОРИНГА
Комплексный анализ результатов мониторинга показателей обеспечивает:
анализ результатов по сопровождению профессионального самоопределения обучающихся в рамках мероприятий и конкурсов муниципального и межмуниципального уровней, проводимых с учетом выявления наиболее востребованных отраслей экономики муниципального образования
анализ работы психолого-педагогических служб в образовательных организациях
анализ результатов участия в чемпионатах профмастерства различного уровня
анализ результатов по взаимодействию с учреждениями/предприятиями/общественными организациями в Павловском муниципальном районе
анализ результатов по проведению ранней профориентации обучающихся, в том числе в рамках проекта «Билет в будущее»
анализ результатов проведения профориентации обучающихся с ОВЗ (количество обучающихся, принимающих участие в мероприятиях, в том числе, в конкурсе по профессиональному мастерству среди лиц с ограниченными возможностями здоровья «Абилимпикс»)
анализ предпочтений обучающихся в области предметных знаний (анализ количества обучающихся, изучающих предметы на углубленном уровне/по профилю)
анализ количества обучающихся по программам дополнительного образования (занимающихся в кружках/ секциях профильной направленности)
анализ результатов в Павловском муниципальном районе по взаимодействию с профессиональными образовательными организациями и образовательными организациями высшего образования (доля поступления в ПОО как результат профориентации на рабочие специальности)
анализ результатов в Павловском муниципальном районе по профориентации на специальности высшего образования (доля поступления в образовательные организации высшего образования, индекс подготовки к ЕГЭ)
АДРЕСНЫЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ АНАЛИЗА
Разработка адресных рекомендаций по результатам проведенного анализа направлена следующим субъектам образовательного процесса:
обучающимся
родителям (законным представителям)
педагогам образовательных организаций
образовательной организации (руководителям, заместителям руководителя)
образовательным организациям в Павловском муниципальном районе
МЕРЫ, МЕРОПРИЯТИЯ
Комплекс мер, направленный на совершенствование системы работы по самоопределению и профессиональной ориентации обучающихся в Павловском муниципальном районе:
принятие мер по формированию готовности к саморазвитию и профессиональному самоопределению обучающихся городского в Павловском муниципальном районе
проведение мероприятий, направленных на формирование у обучающихся позитивного отношения к профессионально-трудовой деятельности
проведение мероприятий для родителей (законных представителей) по вопросам профессиональной ориентации обучающихся
проведение профориентационных мероприятий совместно с учреждениями/предприятиями/общественными организациями в Павловском муниципальном районе, образовательными организациями, центрами профориентационной работы, практической подготовки
проведение мероприятий, направленных на профессиональную ориентацию обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
реализация комплекса мер, направленных на популяризацию конкурсного движения профмастерства (в том числе среди лиц с ОВЗ)
проведение профориентационных мероприятий с учетом межведомственного взаимодействия
проведение иных профориентационных мероприятий
Организация летнего отдыха детей и подростков 2016
Приказ № 44-4 об организации ЛОК 2019
Приказ № 67-1 об организации ЛОК 2020
Информация о состоянии правопорядка
Приказ об организации ЛОК 2021
- Приказ ДОНиМП от 18.02.2021г. № 126 "Об организации работы по професиональной ориентации обучающихся общеобразовательных организаций Воронежской области в 2021 году"
- Распоряжение Министерства Просвещения РФ от 03.03.2021г. № Р-57 "Об утверждении проведения плана открытых онлайн-уроков , реализуемых с учетом опыта цикла открытых уроков "ПроеКТОриЯ, направленных на раннюю профориентацию в период с марта по май 2021 года"
УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ РЕШЕНИЯ
Управленческие решения, направленные на совершенствование системы работы по самоопределению и профессиональной ориентации обучающихся в Павловском муниципальном районе:
внесение изменений в муниципальную программу в Павловском муниципальном районе «Развитие образования»
совершенствование нормативно-правовых актов Павловского муниципального района в части реализации работы по самоопределению и профессиональной ориентации обучающихся муниципального района Воронежской области
стимулирование и поощрение участников конкурсов по профессиональному мастерству
реализация муниципальной опытно-экспериментальной и исследовательской деятельности образовательных учреждений по тематике, связанной с работой по самоопределению и профессиональной ориентации обучающихся в Павловском муниципальном районе
АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРИНЯТЫХ МЕР
Проведение анализа эффективности принятых мер осуществляется на основе результатов мониторинга эффективности принятых управленческих решений и комплекса мер в течение календарного года, следующего за отчетным периодом.
Результаты анализа выявляют эффективность принятых управленческих решений и комплекса мер, направленных на совершенствование системы работы по самоопределению и профессиональной ориентации обучающихся в Павловском муниципальном районе, и приводят к корректировке имеющихся и/или постановке новых целей системы работы по самоопределению и профессиональной ориентации обучающихся Воронежской области.