Организация психолого-педагогической и медико-социальной помощи обучающимся с ограниченными возможностями здоровья в образовательных учреждениях Павловского муниципального района Принятая правительством РФ Концепция модернизации образования определяет приоритетные цели и задачи, решение которых требует построения адекватной системы психолого-педагогического сопровождения. Важнейшей задачей модернизации является обеспечение доступности качественного образования, его индивидуализация и дифференциация. Забота о реализации права ребенка на полноценное и свободное развитие, образование и воспитание является сегодня неотъемлемой целью деятельности любого образовательного учреждения. Перед педагогическим коллективом образовательных учреждений района поставлена задача объединения усилий педагогов и специалистов социально-психологической службы для оказания поддержки и помощи ребенку в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации. В состав службы входят педагог-психолог, социальный педагог. Основное назначение СПС – это психологическая и социальная защита ребенка, подростка, оказание ему психологической, социальной помощи, умение организовать его обучение, его реабилитацию и адаптацию в обществе. Решение поставленных задач проходит через различные направления деятельности, такие как: психодиагностика; коррекционная и развивающая работа; просвещение и консультирование; социально-психологическая профилактика. Основными видами деятельности специалистов службы являются: психолого-педагогическое сопровождение (ППС) процесса адаптации обучающихся в переходные периоды (1-е, 5-е, 10-е классы), ППС обучающихся 4-х классов, будущих первоклассников, одаренных детей; ППС обучающихся, находящихся на особом контроле в школе: обучающиеся, состоящие на различных видах учета, дети с ограниченными возможностями здоровья; работа с классными руководителями, родителями, педагогами-предметниками. Каждый педагог, в соответствии с поставленными целями и задачами, разрабатывает свой план и проводит соответствующие мероприятия. Психолог работает с детскими коллективами по формированию навыков конструктивного взаимодействия, развитию познавательных процессов, интуиции, уверенности; проводит коррекцию школьной тревожности и неуспешности. Главной сферой деятельности социального педагога является социум, при этом приоритетной является сфера отношений в семье и ее ближайшем окружении. Социальный педагог по своему профессиональному назначению стремится по возможности предотвратить проблему, своевременно выявить и устранить причины, порождающие ее, обеспечить превентивную профилактику различного рода негативных явлений (нравственного, физического, социального и т. п. плана), отклонений в поведении. Дети, имеющие нарушения речи, занимаются с учителем - логопедом. Основными задачами учителя-логопеда являются: организация работы по диагностике уровня развития речевой деятельности и реализация индивидуально-ориентированных программ развития с учетом структуры речевого дефекта. В конце учебного года каждый специалист службы подводит итог своей работы, анализирует удачи и неудачи, отмечает положительную или отрицательную динамику отдельных показателей, выделяет проблемы, над которыми надо поработать в следующем учебном году. Как известно, в последние годы остро стоит проблема ухудшения здоровья детей, как физического, так и психического. В России около 30% детей, поступающих в школу, имеют хронические заболевания. Медики, психологи, педагоги, родители отмечают у детей нарушения, несоответствия нормам развития уже в дошкольном возрасте. В случае, когда ребенок вовремя не получает необходимую коррекционную помощь, первичные нарушения вызывают вторичные отклонения в эмоционально-личностной сфере, познавательной деятельности, физическом развитии, приводя к трудностям обучения и воспитания. В одних случаях причиной трудностей в обучении и появления особенностей в поведении детей является несоответствие педагогических требований их психофизическим возможностям, когда не учитывается уровень умственного развития, соматическое и нервно-психическое состояние ребенка; в других такой причиной является неготовность к школьному обучению, все это является основанием для поиска новых путей помощи детям. В связи с этим повышается значимость психолого-педагогических и медико-социальных служб, оказывающих помощь детям с ограниченными возможностями здоровья, с проблемами в обучении, поведении, сопровождающих их в учреждении. Наиболее успешно данную деятельность осуществляют психолого-медико-педагогические консилиумы (ПМПк). В нашем районе успешно работает ПМПк. На основе целостного видения проблемы он определяет меры по оказанию всесторонней помощи ребенку с трудностями в обучении, воспитании и развитии, разрабатывает программу индивидуального развития ученика. Таким образом, ПМПк считается средством профилактики, выявления и коррекции недостатков в физическом или психическом развитии детей с особыми образовательными потребностями и ограниченными возможностями здоровья. Целенаправленная работа привела к положительным результатам в различных аспектах педагогической деятельности, например, результатом профилактической работы явилось уменьшение количества правонарушений среди обучающихся. В результате диагностической работы выявляется круг детей и семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, определяются проблемы в обучении и воспитании отдельных обучающихся, разрабатывается комплекс мероприятий работы с ними. Ни один ребенок или семья не остается без внимания, им своевременно оказывается необходимая помощь. Детям с дефектами речи оказывается профессиональная помощь учителя-логопеда, в результате чего к концу учебного года речь детей заметно улучшается. В настоящее время в МБОУ Павловской СОШ № 3 реализуется программа «Доступная среда», в рамках которой в образовательном учреждении созданы все условия, необходимые для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. Системы психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса и психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи в образовательных учреждениях Павловского муниципального района
МБОУ Павловской СОШ № 2 сайт МБОУ Павловской СОШ № 2 http://school2-pvl.ru/slmedia.php сайт МКОУ Данильская СОШ МКОУ Данильская СОШ - http://danilscool32.umi.ru/market/psihologo-pedagogicheskaya_pomow_v_ou/
|